Крест св. Иакова и звезда

 

В церковной и геральдической (а также церковно-геральдической) традиции Европы существует великое множество крестов, помимо прямого креста золотого сечения, именуемого “латинским”. Некоторые из них связаны с иерархической структурой Церкви (патриарший, папский и т.д.), некоторые — с историей монашеских орденов (францисканский, доминиканский, бенедиктинский и т.д.), некоторые — с исторической геральдикой (иерусалимский крест, кресты военно-монашеских орденов — тамплиеров, госпитальеров, тевтонцев и т.д.)… У всех этих знаков, в основе которых все то же Распятие Христово, богатая история и символическое наполнение. И у креста Святого Иакова есть и то, и другое!

div_shell_3

В геральдических терминах он описывается как алый процветший крест-меч (на блазоне — крест fleury fitchy). Что поделаешь, нет толкового русского аналога языку геральдики — блазону, в основе которого лежит для всех европейских языков французский. Так что приходится “блазонировать” (то есть описывать геральдический символ или герб) большей частью по аналогии. Впрочем, это описание даже не из худших, по нему можно догадаться, что нижняя часть креста имеет заостренную, клинкообразную форму, а остальные, составляющие рукоять меча, заканчиваются геральдическими лилиями. По-испански он называется cruz espada, крест-меч. Красный цвет символизирует кровь мученичества св. Иакова, а также готовность христианина пролить свою кровь за веру (ту же символику несет, к слову сказать, красный цвет кардинальского наряда). Военно-рыцарская история у креста Иакова тоже имеется: изначально он был символом рыцарей Ордена Сантьяго — одного из достаточно многочисленных в средние века военно-рыцарских братств, из которых до наших дней сохранились лишь единицы. Ордену Сантьяго как раз повезло: созданный впервые королем Рамиро I Астурийским в IX веке и реорганизованный в XII веке, он существует в Испанском королевстве до сих пор, сохраняя за собой резиденцию — монастырь Уклес в провинции Куэнка, хотя сегодня рыцари Сантьяго крайне малочисленны: википедия сообщает что-то о тридцати рыцарях и стольких же новициях. Крест святого Иакова притом не является их собственностью и “копирайтом”: он к тому же служит и символом Галисии, и, разумеется, самого Иакова и его Дороги.

div_shell_3

Святому Иакову, мученику и проповеднику, который в земной своей жизни вряд ли держал в руках меч (в отличие от апостола Петра), испанская религиозная традиция всегда приписывала рыцарский нрав и функции военного вождя. В большой степени причиною тому факт, что меч — орудие гибели Иакова, который был оным мечом обезглавлен — является его символом. Орудие гибели или страданий любого мученика де факто переходит в его иконографию и становится его атрибутом: часто ли вам приходилось видеть св. Екатерину Александрийскую без колеса? Так получилось и с Иаковом Старшим: меч перекочевал в его иконографию, стал постоянным атрибутом, а там по аналогии перешел из орудия страстей в инструмент действия. Особенно в испанской традиции св. Иаков очень часто изображается в облике рыцаря-защитника, меченосца, воина, полководца: еще бы, при их-то постоянной проблеме с южными соседями-маврами. Знаменитый образ Santiago Matamoros — «Святой Иаков Мочи-мавров» — обязан своим происхождением явлению Апостола в 844 году помянутому королю Рамиро в битве при Клавихо в 844 году. Вот как рассказывает об этом явлении от имени короля хронист 12 века Педро Марсио, ссылаясь, как положено, на более ранние источники, но оных не указывая: «И пребывал я спящим, когда явилось мне видение — в телесной оболочке благословенный Сантьяго, защитник испанцев; и взирая с удивлением на то, что явилось очам моим, спросил я его: «кто ты?», и в ответ услышал, что се благословенный апостол Господень, Сантьяго. И еще сильнее стало моё удивление, когда чудесным способом достигли до меня сии слова, которые благословенный апостол сказал мне:«Разве ты не знал, что Господь мой Иисус Христос, распределяя другие области земные между моими братьями, другими апостолами, к счастью, отдал мне опеку надо всей Испанией и поручил её моей защите? (…) Ободрись и будь храбрым, ибо я приду, чтобы помочь вам завтра, с Божьей помощью, победить все толпы врагов, окружающих вас. Однако многим из твоих солдат суждено обрести вечный покой, и они обретут мученический венец во время вашей борьбы за имя Христово. И чтобы не было места для сомнений, ни для вас, ни для сарацинов, вы узрите меня в белом на белом коне и с белым знаменем в руках. Поэтому на рассвете, покаявшись и исповедавшись в грехах, причастившись крови и тела Христова и отстояв мессу, не бойтесь бросить вызов полчищам сарацинов, взывая к имени Господнему и моему и твердо зная, что падут они под лезвиями мечей».

div_shell_3

Рыцарем на белом коне, со знаменем в руках, победителем мавров на протяжении веков Реконкисты св. Иаков представал испанским королям и полководцам неоднократно — если собрать все предания, где упоминается его явление в битве с маврами, получится около 40 раз! В этом воинственном блике он запечатлен на множестве полотен и статуй, самая знаменитая из которых, авторства Хосе Гамбино, почитается в Компостельском соборе. Одно время ее пытались убрать куда-нибудь из соображений политкорректности — Матаморос и в самом деле весьма активно рубит мавров, которые снопами валятся под копыта его коня — но тут уже возмутилась католическая общественность, не соглашаясь заменить этот почитаемый образ на более спокойного Иакова в одежде паломника. Так что Сантьяго-Матаморос на белом коне занимает свое место в соборе, хотя побеждаемых им мавров по большей части и скрывают от глаз общественности груды цветов, поднесенных почитателями апостола. Слишком глубоко покровитель Испании вошел в ее культуру именно в этом образе, чтобы его можно было “сместить” даже ради спокойствия арабских посетителей собора:

…Нынче ночью прошел Сант-Яго
по светлым дорожкам неба.
Это дети, смеясь, рассказали
тоненьким струйкам речки.

Далеко ли небесный странник
держит путь по бескрайним тропинкам?
Он едет заре навстречу
на коне, что белее снега.

Дети-крошки, резвитесь на воле,
раскидайте свой смех по ветру!

Мой сосед рассказал про Сант-Яго
и про двести рыцарей храбрых
в одежде из яркого света
с гирляндами звезд зеленых;
а конь-то хорош у Сант-Яго,
это же месяц двурогий!

— Слушай, бабушка, где ж Сант-Яго?
— Вон он скачет со свитой своею,
вон плюмаж на высоком шлеме,
жемчуга на кольчуге тонкой,
а солнце на грудь его село,
а луна поклонилась в ноги…

(Федерико Гарсия Лорка, к слову сказать! “Наивная баллада”, в которой встречаются и переплетаются ипостаси грозного Сантьяго-рыцаря и доброго Сантьяго-паломника. Полный текст тут: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=14095)

div_shell_3

Заодно уместно будет упомянуть, что “Путь святого Иакова” — одно из названий Млечного пути: с самим же апостолом в европейской (особенно испанской) культуре связывается созвездие Ориона, вышагивающего по паломнической небесной дороге из-за края земли. Так что добавим, наряду с мечом, в коллекцию символов символ звезды — звезды Млечного пути и путеводной звезды отшельника Пелайо.

div_shell